муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

  "Средняя общеобразовательная школа № 16
  с углубленным изучением отдельных предметов
  имени Владимира Петровича Шевалева"



Итоговое собеседование в 9 классе.

С 2019 года устное собеседование обязательная часть экзамена по русскому языку для 9-х классов.

Школьники будут сдавать собеседование в 2020-2021 учебном году: 

-  09.02.2022, 09.03.2022 и 16.05.2022; от результатов будет зависеть допуск к ОГЭ.

 

Итоговое собеседование по русскому языку
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).

Согласно Порядка проведения ГИА по ОП ООО к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.

Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Когда и как пройдет итоговое собеседование

Итоговое собеседование для выпускников 9-х классов всех школ пройдет 9 февраля 2022 года. От результата собеседования зависит, допустят ученика к ГИА или нет. Педагоги оценят ответы школьников по системе «зачет»/«незачет». Ученики, которые получили «незачет», пропустили или не завершили итоговое собеседование по уважительным причинам, могут пройти собеседование 9 марта или 16 мая.

В 2021/22 учебном году КИМ и критерии оценивания итогового собеседования остались без изменений. Описание заданий, которые выполнят школьники на итоговом собеседовании, смотрите в таблице.

Задания итогового собеседования – 2022

Содержание задания

Время на подготовку

Время на ответ

1

Прочитать вслух небольшой текст

2 минуты

2 минуты

2

Пересказать текст из задания 1 и дополнить его высказыванием

2 минуты

3 минуты

3

Выбрать один из трех вариантов монолога:

  • описать фотографию;
  • подготовить повествование на основе жизненного опыта;
  • подготовить рассуждение по одной из проблем

1 минута

3 минуты

4

Поучаствовать в диалоге по теме задания 3

0 минут

3 минуты

Итоговые собеседования девятиклассники проходят в своих школах. Ответ ученика фиксируют на аудиозапись. На собеседовании проверяют, способен ли ученик:

  • различать стили речи;
  • излагать свои мысли в устной форме свободно и правильно, соблюдать логичность, последовательность и связность высказывания;
  • выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности;
  • выбирать и использовать языковые средства, которые соответствуют теме, целям, сфере и ситуации общения;
  • использовать различные виды монолога: повествование, описание, рассуждение;
  • применять различные виды диалога: этикетный, расспрос, побуждение к действию, обмен мнениями;
  • соблюдать речевые, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Первое задание - чтение текста. Типичные ошибки в правильном употреблении форм имен числительных, которые в тексте написаны цифрами («более четыреста» вместо «более четырехсот», «одна тысяча» вместо «тысяча»). Много ошибок, связанных с постановкой ударения («создАл» вместо «сОздал», «водопрОвод» вместо «водопровОд»). Даже в словах с поставленным ударением школьники читают вслух с ошибками.

Второе задание — пересказ текста, является для многих сложным потому, что у них отсутствует умение выделять ключевые слова, необходимые для пересказа. Выделять микротемы, важные для пересказа, школьники тоже не умеют. А ведь делать это они учились на подготовке к изложению на ОГЭ. В пересказе много орфоэпических ошибок, ребята искажают слова, переосмысливают и додумывают содержание текста.
Комплексные задания № 3 и № 4 (монолог и диалог) — самая трудная задача для девятиклассников часть собеседования. Как показала практика, девятиклассникам сложно привести 10 фраз по теме высказывания. Нехватка словарного запаса, незнание структуры типов речи и правил построения монологического высказывания, неумение дать ответ на предложенный вопрос в полном объеме — вот с какими проблемами столкнулись все учащиеся без исключения. Умение вести беседу в заданном направлении — посильная задача далеко не для каждого выпускника. И дело даже не в том, что они не обладают такими навыками, а в том, что проверка проходит в форме экзамена. 

Как оценивается экзамен? Можно его пересдать?

Нужно ответить на «зачет», то есть получить хотя бы 10 баллов по 19-ти критериям оценивания. Возможно, для кого-то набрать необходимую половину баллов с первого раза будет затруднительно, но шанс изменить результат будет. В случае провала, неявки по уважительной причине или невозможности завершить экзамен по уважительной причине школьникам предложат две пересдачи: 10 марта и 17 мая.

Как проходит собеседование?

Собеседование проводится в той школе, где вы учитесь или к которой вы прикреплены. Экзамен проходит по принципу «Микрофон — собеседник — я». Собеседник, который, по замыслу организаторов, должен создавать доброжелательную обстановку, общается со школьником. Эксперт молча делает свою работу, его не нужно бояться.

Что можно и чего нельзя брать с собой?

Только ручку. Всё остальное: тетради, словари, перекус, — в кабинет приносить нельзя.

Какие проблемы могут возникнуть на собеседовании?

Итоговое собеседование — экзамен устный, поэтому большинство проблем связано с неподготовленностью к устному общению. Многие ребята «бубнят под нос», отвечают односложно, просто теряются и замолкают. Кто-то может заплакать. Старайтесь не делать этого — вас записывают!

Говорите хоть что-то, вам поможет экзаменатор. У него есть целый список наводящих вопросов. А самое главное — никогда не произносите в микрофон фразы, типа «у меня нет слов», «я закончил ответ». Получается нелепо, как на физкультуре: «Расчет окончен». Ну и, конечно, не рассказывайте о личном — этого не нужно.

Основная проблема собеседования — влияние непривычной обстановки. Современным детям не так часто приходится отвечать устно перед «комиссией», которая еще и записывает ответ ученика на диктофон, иногда даже два раза. Хорошо подготовленным старшеклассникам все эти задания кажутся подозрительно простыми, но ребята с низким уровнем подготовки думают, что они сложные и непонятные. И само это страшное слово — «экзамен»...

Рецепт для того, чтобы избавиться от паники, простой. Напомните себе, что этот экзамен по уровню сложности недалеко ушел от заданий для 5-6 класса. А еще — что в случае провала у вас есть ещё две попытки. Настоящие экзамены у вас пока только впереди, это просто маленькая тренировка.

Как дополнительно подготовиться к собеседованию за оставшиеся две недели?

Некоторые секреты подготовки к собеседованию приведены в повести «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Герои этой книги поняли, что лучший способ подготовки — не ждать дополнительных заданий от учителя, а тренироваться, чтобы проработать базовые навыки и снизить уровень тревожности. Для этого нужно:

  • не стесняться устного общения,
  • разговаривать друг с другом на разные темы «полными предложениями», без подсчета предложений и без «ну-у», «э-э», «короче», «типа»,
  • играть в устные языковые игры (помните, из детства: «Я знаю пять имён мальчиков», «Да и нет не говорить»).

Мы посоветуем почитать вслух орфоэпический словарь школьника. Да, это скучно, но это пригодится вам даже на ЕГЭ. Также нужно найти и проработать со взрослыми (с учителем или с родителями) тренировочные варианты собеседования на сайте ФИПИ. А еще полезно вспомнить основные правила этикета — первый балл на этом экзамене можно потерять просто за то, как именно школьник поздоровался с экзаменаторами.

Возьмите любую понравившуюся вам картину или фотографию и попробуйте рассказать о ней родителям, другу или просто так, вслух. Говорите обо всем, что видите на ней. Попробуйте записать себя на диктофон. Посчитайте — должно быть не менее 10 фраз. Если получилось, вы на верном пути!

Не злитесь и не выказывайте эмоций: экзаменатор ни в чем не виноват, а звук записывается в течение всего экзамена. И не волнуйтесь: 10 баллов набрать нетрудно. У вас обязательно все получится! Великий академик Д.С. Лихачев однажды сказал: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!» А мы добавим от себя: чтобы сдать итоговое собеседование — надо внимательно прочитать рекомендации и поменьше волноваться!

Как выполнить задания

Задание № 1: чтение

Тексты, предлагаемые на собеседовании, по мысли ФИПИ, содержат нравственно ценную информацию (об интересных людях). Структура у них одинакова: четыре абзаца, 300-350 слов. Соблюдайте во время чтения ударения, поставленные в тексте. Они там будут обязательно, поэтому будьте внимательны и не игнорируйте эти значки. Помните: одна орфоэпическая ошибка — и вы сразу теряете балл. И повторите склонение числительных. Они есть в каждом тексте , и это самое «ошибкоопасное» место (не «к четыреста» а «к четыремстам»).

Задание № 2: пересказ

Главное — запишите в бланк (его вам выдадут на экзамене) ключевые слова абзацев. И все получится! За две минуты, которые даны на подготовку, сделать это вполне возможно. Не теряйте первое предложение. Опирайтесь на бланк с записями при ответе, запишите в него всё, что сможете. Но, конечно, не нужно переписывать весь текст. На это и времени не хватит, и пересказ не получится. Две минуты прошли — текст забирают, остаются только записи. Поэтому чем больше ключевых слов — тем лучше.

Задание № 3: монолог

В помощь ребятам дается три варианта: описать, рассказать и порассуждать. Помните — описать проще всего. Вы должны привести 10 фраз по теме приведенной фотографии. Вопросы-помощники вы найдете под текстом задания.

Если дело совсем плохо, вам окажет помощь собеседник. Он направит вас на правильные 10 фраз. Экзаменатор-собеседник является в этом задании именно помощником, но вы должны внимательно его слушать и не отвечать просто «да» и «нет».

Задание № 4: диалог

Это диалог по теме предыдущего высказывания. Главное — отвечать не как в «Ералаше»: «да», «э-э-э», «м-м-м», «нет». Старайтесь начать с самого вопроса (он у вас написан) — и необходимое количество баллов вы обязательно наберете!